Суббота, 18.09.2021, 05:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Канаевка

История села

Канаевка - русское село в 20 км от г. Городище Пензенской области.

При селе железнодорожная станция на линии Пенза – Кузнецк, шоссе Городище – Шемышейка, на правом берегу реки Суры, вытянуто вдоль линии железной дороги.

 Основано в начале 17 века. "В 1623 здесь была мордовская деревня Кангуж и Кунаевский бортный ухожай". (Это упоминается в работах Михаила Полубоярова). Бортничеством занималось практически всё население. Поэтому домовладения должны были располагаться далеко друг от друга. Видимо, разброс деревни был большой. Зная, что русское слово "куна"  означает "оковы" (словарь Даля) можно предположить, что два селения располагались на двух холмах и напоминали оковы. В тоже время "куны" это шкурки куницы. И если они водились в этой местности, то эта версия происхождения названия более правдоподобна. 

"В 1687 земли у мордвы «отнял насильством» служилый мордвин Дружина Фомин, от него они перешли к  подмосковному Савво-Сторожевскому монастырю, который перевёл крестьян из Звенигородского уезда". На востоке от монастырских обосновалось поселение московских стрельцов. Оба поселения считались вольными, а людей называли «москвитянами» или "шигоньцами". В это же время несколько рязанских помещиков получили земли в этом районе и перевели на жительство своих крестьян из рязанской «мещеры».

"В материалах под 1717 годом в Засурском стане Пензенского уезда вместо Канаевки упоминается сельцо Рождественское, Кунаевка тож, Савы-Сторожевского монастыря, которое сильно пострадало во время набега кубанской орды. Они убили здесь 12, взяли в полон 271 человека, выжгли 40 дворов". (Это данные "Энциклопедии Пензенской области" со ссылкой на статью Михаила Полубоярова). Фраза "Кунаевка тож." означает, второе, более раннее название села. А название "сельцо Рождественское" не прижилось. 

"В тех же материалах есть сведения о деревне Кунаево, принадлежащей разным помещикам, из которой уведено в плен 13 дворян и 14 дворовых людей, 6 дворовых убито".  Литература: М.С. Полубояров Мокша,Сура и другие... Москва, 1992. Для меня не понятно наличие 13 дворян. Какую территорию могла занимать деревня Кунаево в таком случае?  Поэтому вопрос о точном нахождении Кунаево остаётся спорным. 

 Каким образом сыграло "Кунаево"-"Канаевка" не известно. (Можно было бы принять простую игру букв, если бы не наличие сёл "Канаевка" в Саратовской и Орловской областях).


Уже в 1727 году в церковных архивах упоминается сельцо Канаевка. В этом году вышел указ "в сельце Канаевка построить церковь в монастырской вотчине". Церковь получила название "Рождество Пресвятой Богородицы".

Таким образом название поменялось в десятилетнем промежутке.

После указа о секуляризации 1762 года монастырские крестьяне перешли в статус экономических крестьян и в архивных документах крестьяне стали именоваться экономическими.


Однозначно верно, что граница исторического заселения шла до церковного моста. Так как за ним и немного севернее было деревенское кладбище. А мещерских поселили западнее. Старожилы рассказывали, что их отцы и деды устраивали кулачные бои на церковном мосту – москвитяне против мещерских. Оба селения разделяла река  - Крукол. Можно предположить, что один из жителей  носил фамилию Хролов, так как рядом лежащая возвышенность до сих пор называется «Хроловой поляной». Считается, что там было булгаро-буртасское поселение. На склоне этой возвышенности находили наконечники стрел, а на самой поляне предметы быта.  Западнее села были земли помещика Шагаева. Примерно в 4 км к западу лежит возвышенность, которую называют "Шагайская гора". В конце 19 века мещерские стали строить дома на пригорках рядом с Круколом. Дома были маленькими, крытыми соломой.  Численность населения: в 1864 – 2010 человек.

В 1874 открылась железная дорога.

В 1877 году в селе – церковь, церковно-приходская школа, лавка, базар. Численность населения: в 1877 – 2384, 1897 – 3216. До 1917 года активно развивался санный промысел – в 150 дворах из 520-ти.

Есть упоминания о зажиточных жителях с фамилиями Бабанов и Фунтиков. Фунтиков жил немного западнее церкви и занимался мелкой торговлей.

В начале 20 века следующее поколение стало строиться в непосредственной близости от реки, так как Крукол обмелел. Люди этой местности сразу вступали в образованный колхоз. В отличие от них монастырские были побогаче, занимались ремеслами, имели скот, поэтому от вступления в колхоз отказывались. По свидетельству Соколовой Пелагеи Степановны, её отца Люкшина Степана коммисары забрали в райцентр, а в это время увели со двора корову в колхоз. Под раскулачивание попал бочкарь и пекарь, так как других "богачей" на селе не было. 

После 1926 года в состав села включен одноименный поселок железнодорожной станции. Численность населения: в 1926 – 4314, 1930 – 4572, 1939 – 4096, 1959 – 3910, 1970 – 3512, 1979 – 3045, 1989 – 2380.

На 1992 год в селе имелся комбинат строительных материалов – изготавливает краски; цех Пензенского завода им. Фрунзе – выпуск кирпича; железнодорожная дистанция пути; склад Шемышейского лесокомбината – переработка древесины. Сельскохозяйственного АО «Канаевское» на базе одноименного совхоза, больница, средняя школа, дом культуры, библиотека, детский сад. В 1998 году – 2178 жителей.

На 2008 год предприятия, кроме АО «Канаевское», прекратили работу, больница закрыта. Действует церковь с престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, МОУСОШ с. Канаевки, детский сад, социокультурный центр. Знаменит Канаевский хор. Своеобразный канаевский наряд и песнопение сформировалось вольными "москвитянами".


Памятник археологии: Канаевское городище («Городок, градок», позже «Хролова поляна»)  12 – 13 вв. с северо-западной стороны от села Канаевка, предположительно, булгаро-буртасское.

Родина Героя Советского Союза, капитана, летчика-истребителя Никифора Федотовича Баланова (1909-1981), отличившегося в боях в Испании при оказании интернациональной помощи испанскому народу в 1936-37 годах.

 

На западе село Канаевка переходит в поселок Красный, который заселен выходцами из Канаевки. Эти земли принадлежали помещику Рузаеву. Это известно от местных жителей. Рузаев известен тем, что освободил крепостных раньше 1861 года. Западнее начинается поселок Трушнино, а затем село Новые Забалки и станция Шнаево.


Соколов Валерий Николаевич

P.S. Текст исправлен 15.12.2013 на основании комментария.

Комментарий к тексту.

На основе работы с документами по селу Канаевка в Государственном архиве Пензенской области (ГАПО), и имея иную  информацию по селу из других источников, хочу отметить, что некоторые положения об истории села, приведенные на сайте, не верны. А именно:

1.Утверждается, что Савво-Сторожевский монастырь перевёл крестьян из Звенигородского уезда.

На нынешний момент достоверных данных на этот счёт нет. Существует версия о том, что часть канаевских крестьян была переведена из села Шигони  Инсарского уезда. Она принадлежит Гвоздеву А.Н., изучавшему в 20-ых годах прошлого века говоры с. Канаевки. Версия имеет только косвенные подтверждения.(« Два говора одного села» в « Материалы и исследования по русской диалектологии», т.1 - М.; Л – 1949, лл.71-92)

2.О поселении московских стрельцов и крестьянах нескольких рязанских помещиков.

Изучение самых ранних метрических книг за 1758, 1760, 1761, 1762 гг. и 3-ей ревизской  сказки 1762 г. говорит о том, что в Канаевке проживали только монастырские крестьяне. Нет ни одного упоминания селян другого сословия или крестьян иной принадлежности. После указа о секуляризации 1762 года монастырские крестьяне перешли в статус экономических крестьян и в архивных документах крестьяне стали именоваться экономическими.

3.Одним из последних помещиков был Канаев, … упоминаются помещики Фунтиков и Бабанов.

Опять же изучение метрических книг не выявило ни одного подобного упоминания. Не было записей о крепостных крестьянах, о помещиках, проживающих в селе. И все ревизские сказки составлены только на экономических (государственных) крестьян и отставных воинских чинов. Ревизские сказки составлялись на каждое сословие отдельно, и если бы в Канаевке проживали крепостные крестьяне какого либо помещика, то на них была бы отдельная ревизская сказка.

                                                                                                                                                                                              Голяков Александр  

  


Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0